Интервью Тома Йорка для
французского телевидения
Избранные отрывки
Почему ты выбрал именно рок, а не литературу или живопись как средство самовыражения?
Том: Когда я был моложе, ничего не производило на меня большего впечатления, чем песня "Murmur" REM или "The Queen is Dead" Smiths. Когда я поступил в универ, где изучал искусство, то начал испытывать небольшие трудности, так как считаю, что искуссво совершенно бессмысленно, знаете ли, в большинстве своём оно… э-э-э-э… неуместно… что ли, в то время как рок-музыка имеет отношение к многим людям и является продукцией массового распространения. Кроме того, она не дорогая, и в ней нет такой ауры, которая окружает все эти бесценные картины Лувра, мимо которых ты проходишь и говоришь что-то типа: "Вау! Невероятно, не правда ли? Это и есть аура! Но… блин, я её даже увидеть не могу!"
Те идеи, которые ты сейчас выражаешь, как-то отличаются от идей более раннего творчества?
Том: У меня тут брала интервью какая-то женщина явно среднего класса и среднего возраста, так вот она мне и говорит типа: "Мне кажется, что твой новый альбом - это как твоя Герника. "Я часто задумываюсь о Гернике Пикассо. Я более чем уверен, что если бы Пикассо, знаете ли, взял так да и сел перед холстом с мыслью: "Мммм…а не сделать ли мне что-нибуть, выражающее протест?", то вышел бы полный отстой, это бесспорно!
В HTTT музыка кажется невероятно приятной, а вот слова выражают всю темноту и противоречия современного мира. Оказывала ли влияние на тебя во время работы над НТТТ окружающая среда?
Том: Да я реяльно не хотел записывать политическую пластинку! Я вообще хотел, чтобы моя музыка помогла вам забыть обо всём на свете. Одна из песен, которые я слушал во время записи нового альбома, была "Uprising" Боба Марли, и между нами, слова этой песни "Ффффу!" Что мне больше всего нравится в этой песне, так это то, что ее можно слушать, абсолютно не задумываясь о политике или социальном протесте, вообще всё это можно полностью игнорировать. Именно этого я и пытался добиться, когда записывал новый альбом…. честно.
А тебе понравился свой собственный голос на НТТТ?
Том: Если честно, нет. Он ужасен. Знаете, когда я слышу, что какой-то музыкант поёт так же, как и я, и мне не нравится его голос, это меня вводит в депрессию. Тем не менее, после долгих туров с Kid A и Amnesiac и живыми выступлениями, где я был вынужден вновь стоять перед толпой и петь у микрофона, я понял, что мне это действительно очень нравится. После того, как я записал несколько вещей совместно Bjork и P. J. Harvey, я стал ещё более уверен в собственном голосе.
Твои отношения с другими членами команды как-нибудь
изменились?
Том: Когда я работал над новым альбомом, я проводил всё время, практически ни с кем не разговаривая, если же меня что-то заинтересовывало, я просто говорил: "Да!". Но я никогда не говорил: "Нет-нет-нет-нет и нет! Это ужасно!", как я раньше постоянно делал. Дело было в том, что я хотел, чтобы все делали ошибки, потому что ошибки всегда интереснее чисто в музыкальном плане.
Опасно ли быть целеустремленным в роке?
Том: Что касается новой пластинки, я
хотел записать её быстро и поскорее отмотаться от неё, ну типа, никаких
дуракаваляний и долгих раздумий, а так сразу- бац! бац! бац! Ну или что-то в этом
роде… Иногда, когда к тебе приходит какая-нибудь идея и ты ею загораешься, все,
что тебе хочется, это только развивать, развивать и развивать её дальше, но в
результате, честно говоря, чаще всего из этого выходит эгоистичная вещь и ничего
более…
Ты пытаешься избежать мира поп-музыки?
Том: Да вы чё?! Моё самое сокровенное желание - записать пластинку, которую будут крутить на дискотеках и под которую все будут отвязно прыгать и кричать что-то в роде: "Оооо-еееее!". Не, это именно то, к чему я стремлюсь. Я вообще не хочу всяких выражений типа: "Мммм… как интересно…" Да я вообще не думаю, что то, что мы делаем, вызывает у слушателей такую реакцию.